Можно ли заряжать LiFePO4 аккумуляторы автомобильной зарядкой?

Кратко:

В целом можно, но:

  • Иногда автомобильные зарядные могут отказываться работать с литием.
  • Они могут заряжать литиевые аккумуляторы не полностью.
  • Есть небольшой риск повреждения литиевого аккумулятора либо зарядного устройства.

 

Подробнее:

Как работают ЗУ для свинцовых аккумуляторов:

Обычно используется алгоритм зарядки в 3 этапа:

  1. Заряд полным током, где восполняется большая часть емкости, и напряжение к концу этапа составляет 13.8-14.2 Вольт.
  2. Стадия абсорбции, где идет заряд пониженным током, а напряжение составляет 14.2-14.4 Вольт.
  3. Плавающий этап, где напряжение понижается до 13.3-13.5В, а ток заряда снижается до минимума.

Также для предотвращения сульфатации зарядные нередко включают четвертый режим: режим выравнивания (equalization). В этом режиме напряжение может кратковременно повышаться до 15.5-15.8 Вольт.

Алгоритм заряда приведенный выше относится ко всем типам свинцовых аккумуляторов: т.е. обычные, AGM, и Gel.

 

Как работают зарядные для литиевых LiFePO4 аккумуляторов:

Используется более простой алгоритм зарядки в 2 этапа (CC/CV):

  1. Заряд полным током (CC), где восполняется большая часть емкости, и напряжение составляет 14.6 Вольт.
  2. Заряд постоянным напряжением (CV), где ток постепенно снижается до нуля, а напряжение поддерживается на том же уровне 14.6 Вольт.

 

Можно заметить, что в целом первые два этапа похожи, поэтому основная часть свинцовых зарядных может также успешно заряжать литиевые LiFePO4 аккумуляторы.

Однако есть следующие проблемы:

  1. Автомобильные зарядные могут недозаряжать LiFePO4 аккумуляторы, поскольку напряжение первого и второго этапа у них чуть ниже.
  2. Автомобильные зарядные могут попытаться перезарядить LiFePO4 аккумуляторы, в случае если они включат режим выравнивания. В этом случае сработает защита от перенапряжения, которая обычно встроена в плату защиты литиевого аккумулятора, и аккумулятор отсоединится от зарядного. Если платы защиты нет, либо она низкого качества, то аккумулятор может выйти из строя. 
  3. Если литиевый аккумулятор полностью разряжен, то плата защиты отключает его на разряд, и разрешает только заряд. В такой ситуации автомобильная зарядка может просто не обнаружить аккумулятор, так как на клеммах не будет напряжения. В результате заряд не начнется.

Советы:

  1. Если есть возможность использовать специальное зарядное для литиевого аккумулятора, всегда лучше воспользоваться именно им.
  2. Если у вас автомобильное зарядное, которое поддерживает режим постоянного тока / постоянногo напряжения (CC/CV), то включите его.

Если ваше автомобильное зарядное поддерживает режим блока (источника) питания, то включите его, и установите выходное напряжение на 14.6В. Например популярные зарядные Вымпел 57, Вымпел 37, имеют подобный режим, и он полностью соответствует режиму для литиевых зарядных.