Кратко:
В целом можно, но:
- Иногда автомобильные зарядные могут отказываться работать с литием.
- Они могут заряжать литиевые аккумуляторы не полностью.
- Есть небольшой риск повреждения литиевого аккумулятора либо зарядного устройства.
Подробнее:
Как работают ЗУ для свинцовых аккумуляторов:
Обычно используется алгоритм зарядки в 3 этапа:
- Заряд полным током, где восполняется большая часть емкости, и напряжение к концу этапа составляет 13.8-14.2 Вольт.
- Стадия абсорбции, где идет заряд пониженным током, а напряжение составляет 14.2-14.4 Вольт.
- Плавающий этап, где напряжение понижается до 13.3-13.5В, а ток заряда снижается до минимума.
Также для предотвращения сульфатации зарядные нередко включают четвертый режим: режим выравнивания (equalization). В этом режиме напряжение может кратковременно повышаться до 15.5-15.8 Вольт.
Алгоритм заряда приведенный выше относится ко всем типам свинцовых аккумуляторов: т.е. обычные, AGM, и Gel.
Как работают зарядные для литиевых LiFePO4 аккумуляторов:
Используется более простой алгоритм зарядки в 2 этапа (CC/CV):
- Заряд полным током (CC), где восполняется большая часть емкости, и напряжение составляет 14.6 Вольт.
- Заряд постоянным напряжением (CV), где ток постепенно снижается до нуля, а напряжение поддерживается на том же уровне 14.6 Вольт.
Можно заметить, что в целом первые два этапа похожи, поэтому основная часть свинцовых зарядных может также успешно заряжать литиевые LiFePO4 аккумуляторы.
Однако есть следующие проблемы:
- Автомобильные зарядные могут недозаряжать LiFePO4 аккумуляторы, поскольку напряжение первого и второго этапа у них чуть ниже.
- Автомобильные зарядные могут попытаться перезарядить LiFePO4 аккумуляторы, в случае если они включат режим выравнивания. В этом случае сработает защита от перенапряжения, которая обычно встроена в плату защиты литиевого аккумулятора, и аккумулятор отсоединится от зарядного. Если платы защиты нет, либо она низкого качества, то аккумулятор может выйти из строя.
- Если литиевый аккумулятор полностью разряжен, то плата защиты отключает его на разряд, и разрешает только заряд. В такой ситуации автомобильная зарядка может просто не обнаружить аккумулятор, так как на клеммах не будет напряжения. В результате заряд не начнется.
Советы:
- Если есть возможность использовать специальное зарядное для литиевого аккумулятора, всегда лучше воспользоваться именно им.
- Если у вас автомобильное зарядное, которое поддерживает режим постоянного тока / постоянногo напряжения (CC/CV), то включите его.
Если ваше автомобильное зарядное поддерживает режим блока (источника) питания, то включите его, и установите выходное напряжение на 14.6В. Например популярные зарядные Вымпел 57, Вымпел 37, имеют подобный режим, и он полностью соответствует режиму для литиевых зарядных.